Л. Н. Толстой принадлежит к числу тех писателей, которые очень точны и психологически верны в своих авторских оценках, прежде всего — по отношению к героям своих произведений.
Так, в лучших героях романа «Война и мир» его создатель подчеркивает простоту, душевность, умение мыслить, способность любить, найти высокий смысл в своем существовании. Толстой считает, что главное в человеке — красота души, поэтому самые любимые его герои не обладают эффектной внешностью.
Так, Наташа Ростова прекрасна только тогда, когда ей хорошо, когда она счастлива. В минуты же больших душевных потрясений, когда она скорбит, когда страдает, Наташа становится очень некрасивой. Заметными становятся ее большой рот, не совсем правильные черты лица, худоба.
Наташа мила; непосредственна, полна жизни. Она согревает своих близких душевным теплом: мать, отца, сестру Соню. Ни секунды не колеблясь, эта девушка отдает подводы раненым, даже не задумываясь о том, что жертвует своими материальными благами.
Некрасива Марья Болконская. Все, что есть в ней прекрасного, — это глаза. Большие, лучистые, сияющие, они согревают своим теплом всех, кто ей дорог, кого она любит.
В финале романа и Наташа, и Марья находят свое счастье: обе выходят замуж за любимых и любящих их мужчин, становятся прекрасными женами и матерями.
Некрасив Пьер Безухов. Мне кажется, Толстой испытывает к нему особую любовь. Этот смешной, толстый чудак впервые появляется на страницах романа, когда А. П. Шерер, светская львица, устраивает в своем шикарном салоне светский вечер, «украшением» которого являются аббат, виконт, красавица Элен.
Неизящный, неуклюжий, чем-то напоминающий неповоротливого добродушного мишку-сластену, лишенный светского блеска, Пьер пугает хозяйку салона отсутствием аристократизма в своем облике. Его появление очень напоминает первое появление на страницах романа Наташи Ростовой. Вспомним, как Наташа вбегает в комнату, когда ее мать принимает гостей, и начинает казаться, будто яркий солнечный лучик ворвался в скучную, темную комнату, вызвав теплые улыбки на лицах манерных гостей. И в случае с Наташей, и в случае с Пьером неестественная чопорная светская обстановка будто освещается теплым солнечным лучом.
Толстой отмечает в Пьере «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд». Наверное, когда-то такой взгляд был и у Андрея Болконского — еще одного героя, который тоже очень дорог Толстому. Теперь же Андрей Болконский знает цену никчемным гостям салона Шерер.
Казалось бы, что общего между толстым, неуклюжим, простоватым, стеснительным Пьером и утонченным, породистым, прекрасно знающим светский этикет Андреем Болконским? И все таки — они лучшие друзья, любящие и понимающие друг друга.
Один только князь Андрей любит Пьера таким, какой он есть. Болконскому — двадцать семь, Безухову — двадцать. У Болконского большой жизненный опыт, Пьер еще очень наивен. Болконский — выдержанный человек, Безухов вспыльчив. И все равно, между ними много общего. Оба на голову выше многих представителей светского общества, интеллигенты, образованны, заняты поиском смысла жизни, оба умеют любить. И тот, и другой патриоты.
Все герои в романе Толстого испытываются Отечественной войной 1812 года. Писатель показывает нерасторжимую связь своих любимых героев с жизнью народа. В народной среде оказываются нужными лучшие качества Пьера — физическая сила, пренебрежение к удобствам жизни, бескорыстие, простота, отсутствие эгоизма. Прекрасные черты Пьера особенной яркостью раскрываются в его прекрасном поступке, когда он, рискуя своей жизнью, спасает из огня ребенка.
Высшая похвала Андрею Болконскому — прозвище «наш князь», данное ему солдатами полка. К сожалению, Болконский умирает, будучи таким молодым. И нам вдвойне горько, потому что герой Толстого наконец-то нашел ответ на вопросы, которые он так мучительно и долго искал: как жить? в чем смысл жизни? что есть добро?
Толстой передает мысли своего героя: «Да, мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека, — думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно-раскрытыми глазами. Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви!»
Писатель далек от идеализации своих героев — он пытается объективно осветить характеры своих героев. Все они совершают ошибки, иногда очень серьезные. Вспомним Пьера, прожигающего жизнь в компании никчемных людей, серых личностей, Пьера, опрометчиво связавшего свою жизнь с холодной, расчетливой, низкой женщиной. Вспомним Андрея Болконского с его пессимистическим убеждением в том, что в тридцать три года его жизнь кончена, что ему не надо ни к чему стремиться, надо лишь «доживать» свою жизнь, Андрея с его увлечением личностью Наполеона и неверным представлением о войне как о чем-то героическом, возвышенном.
Однако кто-то из героев Толстого проходит через испытания и приходит к истинному состоянию счастья, а кто-то погибает — нравственно, душевно, физически. В своем великом романе писатель пытается понять, что приводит к тому или иному финалу. Для этого он использует мастерство глубокого психологического анализа, отличающее его произведения от всех остальных.