Любовь. Сильнейшее и самое могущественное из всех человеческих чувств. Она не может пройти бесследно — душа каждого человека неизбежно меняется под ее воздействием. В произведении «Отцы и дети» И. С. Тургенева любовь играет огромную роль для каждого из героев, заставляя их пересматривать свои главные ценности, жизненные принципы, манеру поведения. Самым тяжелым испытанием она оказалась для Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. В каждом из них словно бы что-то надломилось, навсегда изменив их натуру.
Что значила любовь для Базарова? Ведь вначале молодой нигилист полностью отрекся от нее, назвав «романтической чепухой», «белибердой, непростительной дурью…». Он считал, или, вернее, хотел думать, что любовь исчерпывается физическим влечением людей друг другу. Страх быть отвергнутым, неуверенность в себе — вот что заставляло его столь резко отрицать настоящую природу этого великого чувства. Его увлечение Фенечкой словно бы подтверждало тот смысл, который он вкладывал в понятие любви. Эта девушка привлекла Базарова тем же, чем и братьев Кирсановых,- молодостью, чистотой, непосредственностью. Но в Фенечке не было никакой особенной глубины, и потому чувство, которое она вызывала у окружавших ее мужчин, не было утонченным и возвышенным.
Иное дело — отношения Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой. Эта женщина обладала каким-то особым очарованием, она была величава и царственно прекрасна. Базаров не смог погасить в своей душе разгоревшееся пламя истинной, глубокой любви по отношению к Анне Сергеевне. Но именно его попытки подавить свои чувства, страх открыться перед любимой женщиной, выйти из-под защитной скорлупы напускного цинизма раскололи его душу и превратили светлое благословение любви в проклятие сомнений и тревог. «Он задыхался: все тело его видимо трепетало. Но это не было трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей». Любовь к Одинцовой сыграла роковую роль в судьбе Базарова: он вдруг впервые столкнулся с чем-то, чего он не мог просто отвергнуть или растоптать. Евгений неожиданно осознал ошибочность и поверхностность своих взглядов на жизнь, на взаимоотношения между людьми и собственное предназначение. Это внезапное прозрение сломило дух Базарова, он не смог перенести столь тяжелого испытания.
Отношения Аркадия Кирсанова с Катей сложились совсем другим образом: из дружбы они постепенно переросли в спокойную и светлую любовь. Эта линия романа оттеняет трагическую историю Базарова и Одинцовой, придавая ему равновесие и законченность. С Катей Аркадий становится самим собой: раскрывается его нежная художественная натура, которую ему приходилось скрывать в общении с Базаровым. Поэтому между ним и Евгением происходит отчуждение, они избегают друг друга.
Любовь играет существенную роль и в жизни Николая Петровича Кирсанова. Женившись сразу же после смерти родителей, Николай Петрович отдается мирному течению деревенской жизни. «Десять лет прошли как сон». Смерть жены — страшный удар для Николая Петровича. «Он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель; собрался было за границу, чтобы хоть немного развеяться… но тут настал 48-й год».
Отношения Николая Петровича с Фенечкой значительно спокойнее. «… Она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный… Остальное досказывать нечего…» Молодость, красота и свежесть Фенечки — это именно то, что привлекло в ней Николая Кирсанова.
Любовь Павла Кирсанова к княгине Р. опустошила его жизнь и душу. Безответное чувство нещадно терзало его: «Тяжело было Павлу Петровичу, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал… таскался за ней повсюду… вышел в отставку…». Павел Петрович был словно выбит из колеи: «Десять лет прошло… бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро». Узнав о смерти княгини Р., Кирсанов, оставив суету последних лет, поселился в Марьине. Но его внутренний мир уже никогда не мог бы стать прежним, потому что глубокие шрамы, оставленные роковой любовью, навсегда сломили Павла Петровича. По этой причине его тянуло к Фенечке — она была для него олицетворением спокойствия, домашнего уюта и тепла, которое ему не было дано ощутить.
Таким образом, любовь для каждого из главных героев романа «Отцы и дети» стала поворотным пунктом в их судьбе — все они изменились под ее воздействием. Каждый осознал свое место в жизни, приобрел новые черты характера и утратил старые. Я думаю, что для автора очень важно испытать всех героев своего произведения любовью, потому что после этого их образы становятся полностью завершенными. И. С. Тургенев глубоко проник в душу каждого из описываемых им людей, создав реалистичный и актуальный во все времена роман.