Михаил Юрьевич Лермонтов стал известен русскому народу благодаря гневному стихотворению «Смерть Поэта», которое он посвятил убитому на дуэли А. С. Пушкину. Стихотворение юного поэта правящие круги дворянского общества встретили с ненавистью. Император Николай I увидел в Лермонтове прямого преемника декабристов и приемника Пушкина и приказал выслать молодого поэта на Кавказ, определив его в действующую армию. Кавказ оказал огромное влияние на Лермонтова и вдохновил его на создание романа «Герой нашего времени» и других замечательных произведений…
М. Ю. Лермонтов жил в то время, когда общество волновала проблема «личность и среда». Пушкин в романе «Евгений Онегин» объяснил характер своего героя средой, в которой он рос, его воспитанием, и этот герой отрицает окружающую его среду, считает себя чужим, потому что не видит в этом окружении ни высоких целей, ни идеалов. Лермонтов пошел дальше своего предшественника: он тоже осуждает такое устройство общества, но при этом строго судит и своего героя в отличие от Пушкина, который Онегина называл своим «другом» и сочувствовал ему. По словам Лермонтова, «Герой нашего времени» — это портрет, составленный из пороков «всего нашего поколения», в полном их развитии. Автор судит Печорина за эгоизм, жестокость, мелочность его поступков и действий, как бы тяжело человеку ни приходится, он обязан уважать окружающих, не имеющих никакого отношения к его судьбе. А это правило Печорин нарушает.
Печорин хорошо разбирается в людях, постигает их сильные и слабые стороны, умеет чувствовать красоту природы, смел, решителен, образован, храбр, талантлив, энергичен, он умнее людей светского общества. И все эти качества он тратит не на великие дела и поступки, а для достижения мелких и ничтожных целей: добиться женской любви, внушить людям чувство страха и подчинить себе. Печорин считает себя выше других, поэтому ему не страшен никакой суд, только он может казнить, винить или укорять тебя, а другие не вправе этого делать. Такая жизненная позиция как бы дает ему право распоряжаться жизнями других людей, вторгаться в их судьбы, нарушая их привычный ход или ломая, он несет людям страданья и играет «роль топора в руках судьбы».
Под влиянием общественной обстановки Печорин научился быть скрытым, стал злопамятным, честолюбив, по его словам, нравственной калекой. За это он мстит обществу. И самое сильное чувство, которое испытывает к нему, — это презрение. Печорин — это жертва своего тяжелого времени, он оказывается лишним человеком в своей среде, то есть в окружающем его обществе ему не находится ни места, ни дела.
В конце романа Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха… не способными более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья…» Горестные и печальные признания делает Печорин. Лермонтов ясно указывает на главною причину, сделавшую Печорина и других мыслящих людей его времени несчастными.
При чтении этого романа Печорина можно то осуждать, то сочувствовать ему, то есть у меня появляется двойственное чувство к герою. Он увлекает меня жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценивать свои поступки, но отталкивает в нем его равнодушие к людям, его не способность к настоящей любви, дружбе, его индивидуализм и эгоизм. А когда характер героя раскрывается полностью (в повести «Княжна Мери»), то можно осознать трагизм судьбы героя романа и испытать к нему чувство жалости.