Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» начинается с того, что председатель МАССОЛИТа Берлиоз доказывает молодому поэту Ивану Бездомному, будто Иисуса Христа никогда не было в действительности. По сути, Берлиоз убеждает своего юного коллегу в том, что Бога нет и не может быть.
Последствия этого разговора для Бездомного оказываются весьма плачевными — он становится свидетелем гибели Михаила Александровича и попадает в клинику для душевнобольных. Именно здесь этого персонажа настигает прозрение — встреча с мастером, знакомство с его романом заставляет Бездомного понять свою бездарность и необходимость отказаться от «стихоплетства». В итоге, выйдя из клиники Стравинского, герой превращается в сотрудника Института истории и философии Ивана Николаевича Понырева.
Но раз в году, в весеннее полнолуние, безумие все-таки навещает героя. И тогда он вновь встречался с мастером и героями его романа — Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом. И тогда его вновь начинают мучить вопросы, тревожившие в свое время мастера, до сих пор уничтожающие Пилата.
Раз в год Понырев видит на «широкой лунной дороге» двух спутников. Один из них «в белом плаще с кровавым подбоем», с лицом, то надменным, то умоляющим. Он просит о клятвенном заверении, что «пошлой казни» не было, и получает его от молодого человека «в разорванном хитоне и с обезображенным лицом: «Это тебе померещилось… Клянусь».
И тогда умиротворение человека в плаще переходит на Ивана. Явившийся мастер уверяет: «Этим и кончилось, мой ученик». И автор обещает, что «до следующего полнолуния профессора не потревожит никто. Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат».
Впервые Понырев столкнулся с этими вопросами на Патриарших прудах, однако необтесанный ум героя был просто не в состоянии «переварить их». Вот только что он говорил с Берлиозом, а через минуту от него осталась лишь голова… А некий иностранный консультант только что ясно, по-русски говорил, что Иисус существовал, был казнен, что есть седьмое «самое надежное» доказательство существования дьявола, и в то же мгновение — исчез. Весь мир юного поэта рухнул в те минуты на Патриарших.
Так для чего же Иван Бездомный узнал об Иешуа, встречался с Воландом? Чтобы страдать раз в году от непроясненной тоски и снова впадать в покой беспамятства?
Совершенно ясно, что, по замыслу писателя, этот герой причастен к событиям в России и Иудее, описанным в романе. Булгаков показывает, что новое время создало нового молодого человека, но, волею судьбы, в него вошли боль и сомнения, грех и искупление вечности. От этого он ощутил себя разъятым, распятым между временами. И смог измениться, но лишь настолько, насколько позволила ему его натура.
Фигура Ивана Бездомного чрезвычайно важна в романе уже потому, что этот герой, в отличие от других ведущих персонажей, остался на Земле. Испытания, через которые он прошел, вызваны не встречей с демоническими силами, а с хаосом, царящим в его душе и голове, как в головах и душах большинства людей 20 века века.
Булгаков показывает, что и над Поныревым тяготеет «древний Пилатов грех», и ему не под силу прямой выбор между добром и злом, и он достоин сочувствия и милосердия. Он способен лишь инстинктивно отталкиваться от демона зла и искушений, поэтому он так быстро сломался и послушно подчинился заведенному распорядку жизни.
В финале, однако, тема Ивана Бездомного звучит как «пророчество надежды». Ведь его по-прежнему влечет к мастеру и Иешуа, его томит неясная, болезненная тоска. Она пробуждает в нем, как и в римском прокураторе, беспокоящую память то ли о долге, то ли о вине, то ли о самом главном, по небрежности утраченном, смысле.
Таким образом, Иван Бездомный — один из главных героев романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Писатель отправляет этого персонажа в путь искания, познания истины, которая не может быть известна и понятна кому-то одному из людей, а подвластна лишь высшему началу.
С помощью фигуры Бездомного Булгаков показывает, что искания истины требуют совокупных усилий сознания, пробуждения души и неустанного бодрствования. Именно поэтому автор романа протягивает ассоциативные связи от «единственного ученика» покинувшего Землю мастера к евангелистам и Христу, сравнивая Понырева с Левием Матвеем.