Идейно-композиционная роль главы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является ярким примером психологического романа.
Он состоит из пяти самостоятельных глав, объединенных главным действующим лицом — Григорием Александровичем Печориным.
Содержание романа позволяет восстановить историю жизни главного героя. Если следовать хронологии событий, то получается примерно такая картина: Печорин выслан из Петербурга на Кавказ. По дороге к месту его службы он останавливается в Тамани, где происходит его встреча с контрабандистами. Позже герой приезжает в Пятигорск на минеральные воды, где за дуэль с Грушницким его оправляют под начальство Максима Максимыча в крепость. Отлучившись в казачью станицу, Печорин переживает историю с Вуличем («Фаталист»), а по возвращении в крепость происходит похищение Бэлы. Печорина переводят в Грузию, затем он возвращается в Петербург. Через пять лет, вновь оказавшись на Кавказе, по дороге в Персию, Печорин встречается с Максимом Максимычем и офицером — автором путевых записок. На обратном пути из Персии Печорин умирает.
Мы видим, что история с черкешенкой Бэлой находится примерно в середине жизненного пути Печорина. Но, открывая роман, обнаруживаем, что он начинается главой «Бэла».
Почему же автор меняет порядок событий и рассказывает о них не в хронологической последовательности? Такое расположение частей романа усиливает сюжетное напряжение, дает возможность заинтересовать читателя Печориным и его судьбой, постепенно раскрывая сложность и противоречивость его характера.
Повесть «Бэла» начинается путевыми записками русского офицера, странствующего с «подорожной по казенной надобности». Он смотрит на кавказскую природу и кавказский быт глазами русского человека: «… и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякивание русского колокольчика».
Потом мы видим встречу этого офицера с Максимом Максимычем, который рассказывает ему историю Печорина и Бэлы. Но это повествование обрывается на кульминационном моменте, и далее следует описание переезда через Крестовый перевал. Потом рассказ Максима Максимыча снова возобновляется.
Здесь автор также преследует идею заинтересовать читателя, используя прием замедления повествования, дает читателю возможность поразмыслить над сложившейся ситуацией, предположить развязку. А она трагична: Бэла умирает от предательского удара кинжалом в спину.
Впечатление «разорванности» повествования отражает мысль о «разорванности» жизни героя, отсутствие в ней большой цели, к которой он мог бы cтремиться. Вся жизнь Печорина проходит в погоне за новой целью, которая каждый раз приводит к разочарованию. Печорин сам говорит об этом в разговоре с Максимом Максимычем. Удовольствия, любовь светских красавиц — все рано или поздно наскучило ему. Печорин надеется, что на Кавказе не будет места скуке. Но он ошибся — «ему стало скучнее прежнего». Потом он увлекается Бэлой, в которой видит новое, необычное, отличавшее ее от светских барышень. Эта черкешенка, полная дикой грации и женственного обаяния, оказывает сопротивление Печорину — она не хочет быть его собственностью и рабой. Добившись поставленной цели, Печорин сразу же теряет интерес к Бэле, заключая, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».
В конце своей «исповеди» Печорин признается Максиму Максимычу, что в нем «душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное». Эта «исповедь» тезисно содержит основные жизненные вехи героя, которые впоследствии будут раскрываться в ходе романа. Именно в этом отношении и ценна первая глава.
Кроме этого, в этой главе показано поведение людей, принадлежащих к разным мирам. Покорность Бэлы и своеволие Печорина противопоставлены как выражение разных жизненных укладов. Изображение мира свободы и покорности является своеобразным обрамлением романа. Фатализм героини и независимость Печорина превращаются в конце романа в мысль о свободе воли и предопределении.
Так создается своеобразная замкнутость композиции, подчеркивающая целостность произведения.
Итак, мы приходим к выводу, что автор не случайно отводит значительную роль главе «Бэла» и ставит ее в начало романа. Кроме увлекательности сюжета, отличающимся динамизмом и быстрой сменой событий, противопоставления восточного и русского человека как отражения своих цивилизаций, автор многое привносит в раскрытие характера главного героя.
«Исповедь» Печорина позволяет нам понять психологию души этого человека.
Любовь к Бэле представляет еще одну грань вечного жизненного поиска, который отражает не только особенности данного характера, но и саму эпоху с ее драматическими исканиями человеческого духа.
Все это подчинено главной задаче — раскрытию внутреннего мира Печорина.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Идейно-композиционная роль главы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»