Главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий современник автора. Как и Грибоедов, он принадлежит к поколению «детей 1812 года», является представителем прогрессивного крыла дворянской интеллигенции. В уста героя Грибоедов вкладывает свои мысли о бесчеловечности крепостного права, о неприязни к тупой военщине, о непривлекательности низкопоклонства и карьеризма, о необходимости уважать национальную культуру, любить свой народ. В плане политического мировоззрения можно говорить о тождестве Грибоедова с Чацким.
В личной жизни Грибоедов не был подобен своему герою. Если Софья Фамусова изменила своей любви к Чацкому, то Нина Чавчавадзе, жена поэта, до конца жизни хранила верность своему избраннику оставшись семнадцатилетней вдовой, она никогда больше не вышла замуж.
Есть черты сходства и в биографиях автора и его героя. Грибоедов сделал блестящую дипломатическую карьеру. Вместе с тем в правительственных кругах Грибоедова не любили, относились к нему настороженно. Отблески этих обстоятельств лежат и на биографии Чацкого: «Татьяна Юрьевна рассказывала что-то… С министрами про вашу связь, потом разрыв», говорит Чацкому Молчалин.
Грибоедов был одним их образованнейших людей своего времени. Образован и одарен и его герой. «…Он малый с головой, и славно пишет, переводит», говорит Фамусов, рекомендуя Чацкого Скалозубу, а чуть позднее сам герой, рисуя образ своего воображаемого сторонника, признает пауку и искусство наиболее достойными из занятий:
…Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В пауки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным…
Как и Чацкий, Грибоедов становится жертвой своего ума: арест, но подозрению в причастности к «делу» декабристов, недоверие правительства и «политическая ссылка» (собственные слова Грибоедова) на дипломатическую работу в Иран, мученическая смерть в Тегеране. Чацкий навсегда покидает Москву с «мильоном терзаний» в груди, с несбывшимися надеждами, оскорбленным чувством. В подобном же состоянии Грибоедов через пять лет после создания комедии навсегда покидает Россию.
Вместе с тем Чацкий не литературный автопортрет Грибоедова, он во многом отличен от своего создателя. Прежде всего, Чацкий герой-романтик, по своему политическому темпераменту близкий к романтикам-декабристам. Вопрос об отношении самого Грибоедова к декабристскому движению более сложен. В программно-политическом отношении Грибоедов, безусловно, разделял многие взгляды декабристов и сочувствовал им, однако свою принадлежность к тайному обществу он решительно отрицал (па допросах в Главном штабе), признав только, что «брал участие в смелых суждениях насчет правительства: осуждал, что казалось вредным, и желал лучшего». Вопрос о причастности Грибоедова к декабрьским событиям 1825 года до настоящего времени не выяснен окончательно, по не вызывает сомнения, что в своих политических прогнозах Грибоедов, с его знанием механизмов российской государственной машины и опытом дипломатической работы, был отнюдь не романтиком, а трезво мыслящим реалистом. Отсюда грустная ирония в его знаменитых словах о декабристском восстании: «Сто прапорщиков хотят перевернуть весь государственный быт России».
Ставя под сомнение успех декабристского восстания, Грибоедов вместе с тем не утверждал, что оно бессмысленно. Бессмысленно ли благородное негодование Чацкого в ситуации, когда (как понимает автор и как понимает зритель) он заведомо не будет услышан? Прав ли Пушкин, замечая, что Чацкий неумен, ибо умный человек не стал бы «метать бисер перед репетиловыми»? Пушкин прав в том смысле, что в жизни поведение Чацкого вольнодумные монологи, обращенные к Фамусову, к «толпе глупцов» было бы абсурдно и потому оно неприемлемо, психологически недостоверно в реалистическом произведении. Но Чацкий сценический персонаж, призванный стать проводником взглядов автора, его идеологический «двойник».
Мысли, которые Грибоедов, будучи государственным служащим и здравомыслящим человеком, не мог себе позволить высказать открыто, он произносит от лица своего героя. Слова Грибоедова — Чацкого о свободе и достоинстве, о любви к своему «умному, бодрому» народу и ненависти к рабству, его проповедь высоких идеалов все это обращено не к Фамусову, а к современнику читателю и зрителю. В Чацком Грибоедов воплотил лучшие черты своего поколения, лучшие свойства собственной души.