Образы романтических произведений Горького написаны, как правило, крупным планом: одна, самая характерная черта определяет собой весь облик человека и его поступки. Горький почти не останавливается на их биографиях. Его не интересует процесс становления образов, он рисует уже сложившийся характер.
Ценность и обаяние образов произведений раннего Горького заключается в их возвышенном моральном облике: это характеры цельные и сильные, натуры действенные, смелые. На этих образах лежит печать романтической исключительности и гиперболизации.
Итак, обратимся к некоторым произведениям раннего Горького, чтобы наглядно проиллюстрировать героев этого этапа творчества писателя.
Макар Чудра — герой одноименного рассказа — высшим идеалом считает вольную, бродяжью, цыганскую жизнь. Он яростно отвергает городской уклад жизни: «Смешные они те твои люди: сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько, — он широко повел рукой на степь». Как истинное дитя природы, Чудра свободен от собственнических вожделений, от власти денег.
Как бы в подтверждение слов цыгана о том, что превыше всего свобода, автор передает рассказ о любви прекрасной Радды и мужественного красавца Лойко Зобара. Любовь этих молодых людей вступает в конфликт с неутолимой жаждой свободы. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя», — так говорит гордая Радда. И рождается в ее маленькой головке каприз: пусть гордый Лойко в ноги ей перед всем табором поклонится. Усмехнулся Лойко и на глазах изумленных цыган заколол Радду, а потом, действительно, пал к ее ногам, пронзенный ножом отца Радды. Превыше всего для них, Радды и Лойко, — свобода.
Одно из романтических произведений М. Горького — рассказ «Старуха Изергиль». Старая женщина, много повидавшая на своем веку, поведала две старинные легенды: о сыне орла и женщины Ларре и герое Данко, который ради спасения своего народа пожертвовал собственной жизнью.
Жестоко карает Горький людей себялюбивых, эгоистов. Индивидуалиста Ларру, убившего девушку, не пожелавшую ответить на его любовь, народ решает наказать самым страшным, что есть в жизни, — одиночеством. Вначале юноша смеялся вслед людям, которые бросили его, и только позднее понял, какая это страшная мука — быть одиноким, никем не любимым. Великое благо — жизнь — становится для героя тягостной лямкой: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»
В проблему свободы и несвободы Горький вносит новый нюанс: свобода в одиночестве не есть свобода. Свобода как величайшее благо имеет ценность только тогда, когда она связана с близкими людьми, обществом, народом, дружбой, любовью.
Но самый запоминающийся образ романтических произведений Горького, на мой взгляд, — Данко. Потрясает воображение мужество этого юноши. Его племя заблудилось в лесу, и жалкие трусливые люди возроптали на своего вождя. И тогда Данко «разорвал руками свою грудь и вырвал из нее свое сердце. Данко высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его…»
Отношение автора к отверженному Ларре, на мой взгляд, однозначно. Осуждая жизненную позицию этого героя, Горький показывает, к какому результату приводит человека индивидуалистическая мораль. В образе же Данко писатель воплощает свой идеал сильной личности, способной на самопожертвование.
Во всех своих образах Горький видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его слабые и сильные стороны. При этом он выражает свою позицию не прямо, а косвенно, с помощью самых разных художественных средств. В «Старухе Изергиль» связь с традициями романтизма явственно ощущается в резком противопоставлении двух героев, в использовании романтических образов тьмы и света (сопоставление теней Ларры и Данко в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев ( «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира»).
Изображение красочных пейзажей в «Старухе Изергиль» имеет огромную художественную ценность. Оно не только передает читателю незабываемые впечатления, но и как бы сближает «быль» и «сказку».
Своеобразие жанра (рассказ в рассказе), играющее в этом произведении большую идейно-художественную роль, позволяет писателю установить связь между легендарными повествованиями, рассказанными Изергиль, и реальной действительностью.
И хочется закончить сочинение словами героини ранней романтической прозы Горького — старухи Изергиль. Эти слова раскрывают основную суть образов Горького этого периода: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигу».