Физика и литература

В жизни, порой, не замечая этого, физика и литература тесно переплетаются. Еще с древности люди для того, чтобы донести до потомков литературное слово, использовали изобретения, основываясь на знаниях физики. О жизни немецкого изобретателя Иоганна Гуттенберга известно мало. Однако, великий изобретатель, чтобы донести до нас литературные шедевры, изучал законы физики и механики. В организованной им типографии, он напечатал первые в Европе книги, что сыграло огромную роль в развитии человечества.
Первый русский печатник — Иван Федоров,

современникам был известен, как ученый и изобретатель. Он, например, умел отливать пушки, изобрел многоствольную мортиру. А первые замечательные образы литературного и полиграфического искусства — «Апостол» (1564 г.) и «Часовник» (1565 г.) навеки останутся в народной памяти.
Имя Михаила Васильевича Ломоносова мы называем одним из первых в ряду самых замечательных представителей отечественной науки и культуры. Великий физик, он оставил ряд трудов, имеющих важное значение для промышленного развития России. Большое место в его научных трудах занимала оптика. Он сам изготовлял оптические приборы и оригинальные
зеркальные телескопы. Исследуя небо с помощью своих приборов, вдохновленный бесконечностью Вселенной, Ломоносов писал прекрасные стихи:
Открылась бездна звезд полна.
Звездам числа нет, бездне — дна…
Без такой науки, как физика не было бы такого литературного жанра, как научно — фантастический роман. Одним из создателей этого жанра стал французский писатель Жюль Верн (1828 — 1905 гг.) Вдохновленный великими открытиями XIX века, знаменитый писатель окружил физику романтическим ореолом. Все его книги «С Земли на Луну» (1865 г.), «Дети капитана Гранта» (1867-68 гг.), «20 000 лье под водой» (1869-70 гг.), «Таинственный остров» (1875 г.) проникнуты романтикой этой науки.
В свою очередь, многих изобретателей и конструкторов вдохновляли невероятные приключения героев Жюля Верна. Так, например, швейцарский ученый — физик Огюст Пиккар, словно повторяя пути фантастических героев, поднимался на изобретенном им стратостате в стратосферу, делая первый шаг на пути к раскрытию тайны космических лучей. Следующим увлечением О. Пиккара была идея покорения морских глубин. Изобретатель сам погружался на морское дно, на построенном им батискафе (1948 год).
Еще около 160 лет назад в журнале «Отечественные записки» были опубликованы «Письма об изучении природы» (1844 — 1845 гг.) А. И. Герцена — одно из самых значительных и оригинальных произведений в истории как философской, так и естественно-научной русской мысли. Революционера, философа, автора одного из шедевров русской классической литературы сочинения «Былое и думы» — Герцена, тем не менее, живо интересовали естественные науки, в том числе физика, что он неоднократно подчеркивал в своих сочинениях.
Теперь необходимо обратиться к литературному наследию Л. Н. Толстого. Во-первых, потому что великий писатель был педагогом — практиком, а во-вторых, что многие его произведения касаются естественных наук. Наиболее известна комедия «Плоды просвещения». Писатель крайне негативно относился «ко всяким суевериям», он считал, что они «препятствуют истинному учению и мешают ему проникать в душу людей». Толстой так понимал роль науки в жизни общества: во-первых, он являлся сторонником организации жизни общества на строгой научной основе; во-вторых, он делает мощный акцент на нравственно — этические нормы, и в силу этого естественные науки в трактовке Толстого оказываются науками второстепенными. Именно поэтому Толстой осмеивает в «Плодах просвещения» московское барство, в головах которого перемешаны наука и антинаука.
Надо сказать, что во времена Толстого с одной стороны тогдашняя физика переживала тяжелый кризис в связи с опытной проверками основных положений теории электромагнитного поля, которые опровергли гипотезу Максвелла о существовании мирового эфира, то есть той физической среды, которая передает электромагнитное взаимодействие; а с другой стороны было повальное увлечение спиритизмом. В своей комедии Толстой описывает сцену спиритического сеанса, где отчетливо просматривается естественнонаучный аспект. Особенно показательна лекция профессора Кругосветлова, где делается попытка дать медиумическим явлениям естественнонаучное толкование.
Если же говорить о современном значении комедии Толстого, то, пожалуй, следует отметить следующее:
1. Когда по каким — либо причинам, то или иное явление природы не получает своевременного объяснения, то его псевдонаучное, а порой и антинаучная интерпретация является весьма распространенным делом.
2. Знаменателен сам факт рассмотрения писателем научной тематики в художественном произведении.
Позже, в заключительной главе трактата «Что такое искусство?» (1897 год) Лев Николаевич подчеркивает взаимосвязь науки и искусства, как двух форм познания окружающего мира с учетом, разумеется, специфики каждой из этих форм. Познание через разум в одном случае и через чувства в другом.
Видимо не случайно великий известный американский изобретатель Томас Алва Эдисон (1847 — 1931 гг.) один из своих первых фонографов послал Л. Н. Толстому, и благодаря этому для потомков сохранен голос великого русского писателя.
Русскому ученому Павлу Львовичу Шиллингу суждено было войти в историю благодаря его работам в области электричества. Однако одно из главных увлечений Шиллинга — востоковедение — сделало его имя широко известным. Ученый собрал огромную коллекцию тибетско-монгольских литературных памятников, ценность которой трудно преувеличить. За что в 1828 году П. Л. Шиллинг был избран членом — корреспондентом Петербургской академии наук по разряду литературы и древностей Востока.
Невозможно себе представить мировую литературу без поэзии. Физика в поэзии занимает отведенную ей достойную роль. Поэтические образы, навеянные физическими явлениями, придают зримость и предметность миру мыслей и чувств поэтов. Какие только писатели не обращались к физическим явлениям, возможно даже сами, не ведая того, описывали их. У любого физика фраза «Люблю грозу в начале мая…» вызовет ассоциации с электричеством.
Передачу звука многие поэты описывали по-разному, но всегда гениально. Так, например, А. С. Пушкин в своем стихотворении «Эхо» прекрасно описывает это явление:
Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
У Г. Р. Державина «Эхо» выглядит немного по-другому:
Но, вдруг, отдавшись от холма
Возвратным грохотанием грома,
Гремит и удивляет мир:
Так ввек бессмертно эхо лир.
Также обращались к теме звука почти все поэты, воспевая и неизменно восхищаясь передачей его на расстояние.
Кроме того, почти все физические явления вызывали у творческих людей вдохновение. Трудно найти такого поэта в мировой литературе, который бы хоть раз не написал произведения о земле и небе, о солнце и звездах, о грозе и молнии, о кометах и затмениях:
И, как и всякая комета,
Смущая блеском новизны,
Ты мчишься мертвым комом света,
Путем, лишенным прямизны!
(К. К. Случевский)
У неба учишься и следуешь за ним:
Сама в движении, а полюс недвижим.
(Ибн Хамдис)

Еще наши родители помнят спор, который разгорелся на рубеже 60-ых — 70-ых между «физиками» и «лириками». Каждый старался найти приоритеты именно в своей науке. Не победителей, не проигравших в том споре не было, и не могло быть, так как невозможно сравнивать две формы познания окружающего мира.
Хотелось бы закончить отрывком из произведения Роберта Рождественского (знаменитого шестидесятника), посвященным физикам — атомщикам. Произведение называется «Людям, чьих фамилий я не знаю»:
Сколько вы б напридумали разного!
Очень нужного и удивительного!
Вы — то знаете, что для разума
Никаких границ не предвидено.
Как бы людям легко дышалось!
Как бы людям светло любилось!
И какие бы мысли бились
в полушарьях
земного шара!..
Но пока что над миром веет
Чуть смягчающее недоверье.
Но пока дипломаты высокие
Сочиняют послания мягкие,-
До поры и до времени все-таки
Остаетесь вы безымянными.
Безымянными. Нелюдимыми.
Гениальными невидимками…
Каждый школьник в грядущем мире
Вашей жизнью хвастаться будет…
Низкий — низкий поклон вам, люди.
Вам, Великие. Без фамилий.



spacer
Физика и литература