Поэт — человек, раскрывающий
перед всеми свою душу.
Акутагава Рюноске.
Поэтический процесс — явление широкое, сложное, неоднозначное. Русская поэзия — одна из ярчайших страниц в мировом поэтическом творчестве, подарившая миру целую плеяду поэтов — гениев: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина, Блока, Некрасова.
И если вдуматься, нелегкими были судьбы самых гениальных русских поэтов; трагическим оказался уход из жизни Пушкина, Лермонтова, Есенина. Они были убиты. Их погубили клевета, зависть, равнодушие…
«Погиб поэт, невольник чести,
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой»,-
напишет М. Ю. Лермонтов о смерти великого Пушкина в стихотворении «Смерть поэта» в 1837 году. А спустя четыре года уйдет из жизни и Лермонтов, оставив после себя огромное литературное наследие и боль в сердцах современников: ведь этому русскому поэту было всего двадцать семь лет.
Трагически ушедшему из жизни поэту-барду И. Талькову принадлежат замечательные строки:
Поэты не рождаются случайно:
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена великой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Эти проникновенные слова побуждают к размышлениям: почему пишут поэты, что влечет их к творчеству?
Поэтическое слово было для них способом самовыражения, возможностью сказать о наболевшем, поделиться сокровенным, прокричать на весь мир о своей любви к России.
Все большие поэты писали о Родине, России: «Москва, Москва, люблю тебя как сын, как русский — сильно, пламенно и нежно». (М. Ю. Лермонтов), «О Русь моя, жена моя» (А. Блок).
С. Есенин признался:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю,
Живи в раю»- Я скажу:
«Не надо рая, дайте родину мою».
Настоящие русские поэты говорили правду о властях, о социальной несправедливости и расплачивались за эту искренность: не раз оказывались в ссылке Пушкин и Лермонтов, поплатился за это жизнью Есенин…
Одна из ярких страниц в литературе 20 века — поэзия Серебряного века, представленная В. Брюсовым, А. Ахматовой, М. Цветаевой, И. Северяниным, А. Белым, Н. Гумилевым, Б. Пастернаком и другими поэтами.
Серебряный век отличается многообразием течений: это акмеизм, символизм, футуризм.
Так, в основу поэтики символистов лег мировоззренческий подход: видеть, слышать, чувствовать потусторонний мир в символах звуках, красках, был выдвинут принцип необязательного соответствия реальному миру.
Акмеисты не без идеализации воспевали окружающий мир, отыскивали красоту в изысканных вещах, салонных залах и замках. Зачастую они прятались в свои красивости от социальных невзгод, погружались в экзотику других стран. Так, основное для зрелого Гумилева — экзотика дальних странствий, декоративность и романтика.
Футуристы объявили себя самыми радикальными новаторами. Они с пренебрежением относились к писателям-классикам, отстаивали право на «заумный язык». В своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» футуристы декларировали: «Только мы — лицо нашего времени. Рог времени трубит нам в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Толстого, Достоевского и проч. и проч. с Парохода Современности».
Одна из самых ярких тем в творчестве русских поэтов — тема поэта и поэзии, размышления о назначении поэта.
Обратимся к стихотворению «Поэт». Пушкин сравнивает поэта с пророком, который должен видеть и слышать больше, чем остальные люди; быть более чутким, наблюдательным. Высока и почетна миссия поэта — всему внимать, вести за собой людей, учить их добру:
Восстань, поэт, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей!
Поэтом быть нелегко: «жало мудрое змеи» вложено в уста поэта «десницею кровавой». Тяжело достаются ему восприимчивость и чуткость сердца — «угль, пылающий огнем» (для этого шестикрылый Серафим «рассек» ему мечом грудь, причинив боль).
Лермонтов в стихотворении «Пророк» пишет о том, что поэты нередко обречены на непонимание, даже враждебность общества. Поэт, провозглашающий «любви и правды чистые ученья», вынужден терпеть духовную слепоту толпы.
Поэты приходят на землю, чтобы при помощи слова делать мир красивее, интереснее, чтобы говорить о добре, красоте, счастье, не дать замкнуться в житейских, материальных делах и проблемах. И, наверное, именно поэтому, сейчас, в эпоху прагматизма, приоритета материальных ценностей над ценностями духовными, поэзия утрачивает свое великое значение, в большем почете проза.
Из современных поэтов мне очень близок поэт Г. Горланов, проникновенные строки которого о России, добре, красоте, маме, малой родине — Ахунах — не могут оставить равнодушным.
Говоря словами И. Талькова, высочайшая миссия поэта — «светить» заблудшим душам:
Глаза таких таинственных посланцев
Всегда открыты и верны и мечте…
И в хаосе проблем их души ярко светят тем мирам,
Что заблудились в темноте.