Здесь нет ни одной
персональной судьбы.
Все судьбы в единую слиты.
В. Высоцкий
Константина Симонова считают основателем панорамного романа о Великой Отечественной войне. Теме войны посвятили свои произведения такие известные писатели, как Ю. Бондарев, В. Быков, А. Ананьев и многие другие, выступавшие в традиционных жанрах. Однако трилогия Симонова «Живые и мертвые», благодаря широте охвата событий и отражения судеб людей на войне, получила особое название «панорамного» романа.
Сам Симонов признавался, что центральное место в его романе занимает человек на войне. Главная задача автора состояла в изображении правды войны. Это потребовало от него введения большого количества действующих лиц: свыше двухсот. Причем судьбы многих из них остаются незавершенными. Тем самым Симонов показывает одну из главных драм войны, когда люди пропадали без вести. «Я оборвал эти судьбы сознательно»,- говорит автор трилогии. При этом даже эпизодические герои отличаются у Симонова индивидуальностью.
Вот как представлен в романе самый бесстрашный из командиров дивизий, который погибает немного ранее Серпилина: «Талызин, бирюковатый по натуре и казавшийся по первому впечатлению малообразованным, на самом деле был хорошо начитан, знал службу и командовал своей дивизией хотя и небезошибочно, но честно: не раздувал успехов и не прятал неудач. И вообще, по составившемуся у Серпилина мнению, был человек высокопорядочный…» Далее в нескольких предложениях Симонов рассказывает об этом человеке буквально все. В сорок первом он вместе с несколькими другими генералами был отдан на Западном фронте под трибунал за трусость и утерю управления дивизией. Из лагеря был послан на фронт заместителем командира полка.
У Симонова человек на войне ->- это практически реальный человек, то есть взятый из жизни. Судьба Талызина — это художественное воплощение в романе реальных событий. То же можно сказать и о большинстве судеб героев романа.
При написании трилогии К. Симонов придерживался принципа историзма. В своей работе он опирался на документы, свидетельства очевидцев, свой собственный опыт.
Я думаю, что наиболее полно тему этого сочинения можно раскрыть на примере образа Серпилина. Он является одним из центральных в повествовании. Образ Серпилина, прошедшего за время войны путь от командира полка до командарма, считается открытием Симонова. С этим образом входят в военную прозу люди трагической судьбы — те, кто был подвергнут репрессиям в 30-е годы. Серпилин был осужден без суда и следствия.
Федора Серпилина Симонов показывает как солдата, любящего свою Родину и готового до конца стоять за ее свободу. На войне раскрываются такие его качества, как мужество, стремление к победе, чувство долга. Мы видим, что душа этого человека не загрубела от ужасов войны — он сопереживает тем, кто был осужден вместе с ним, пытается помочь этим людям. Серпилин пишет письмо в защиту друга с просьбой пересмотреть дело: «Дорогой товарищ Сталин! Считаю своим долгом доложить Вам, что комкор Гринько не меньше меня предан Родине и не хуже меня защищал бы ее от фашистских захватчиков. Если Вы верите мне, то нам с комкором Гринько обоим место на фронте».
Симонов раскрывает характер этого героя и в том, как он ведет себя в военной обстановке: со своим приемным сыном, публично отрекшимся от него, в первые дни войны в ситуации паники, отступления, слухов о диверсантах. Серпилин, всем сердцем преданный своей стране, тяжело переживает неудачи армии. Он пытается осознать, почему это произошло. Глубокий анализ событий приводит героя к правдивому пониманию войны и личности Сталина.
Симонов показывает, что война всецело поглощает человека. Это проявляется в раздумьях Серпилина — они не о его семье, друзьях. Чаще всего его мысли заняты событиями войны: «После сталинградского разгрома немцы в марте под Харьковом показали, на что они еще способны. И надо было хоть умереть, но остановить их. Пока останавливали, представитель ставки трижды был у тебя. В последний раз разговор с ним обернулся так, что подумал: снимет с армии. И хотя делал все, что мог и умел, но, если б сняли, жаловаться было бы не на что, потому что отступал, не мог выполнить приказа — остановить немцев. Пришлось выслушать в последний раз и такое, что лучше бы не слышать».
Поведение человека на войне может быть разным. Такие герои трилогии, как член Военного совета фронта Илья Львов, работник Генерального штаба Иван Алексеевич, которых в какой-то мере можно противопоставить, помогают читателю глубже понять причину тех или иных событий, а автору глубже раскрыть характеры людей на войне. Образ Ильи Львова, который появляется в третьей книге трилогии, раскрывает социальную сторону сталинского культа. Львов создает атмосферу подозрительности, недоверия людей друг к другу. Он фанатично претворяет в жизнь идеи Сталина. Иван Алексеевич, фамилию которого мы так и не узнаем, напротив, во многом не поддерживает высшее руководство. «Было все-таки что-то унизительное в том. что вся твоя жизнь зависела от вдруг мелькнувшего в голове воспоминания, которое могло и не мелькнуть, от трех-четырех слов, походя сказанных в трубку»,- думает Иван Алексеевич. Мы видим, что у него положение в Генштабе по понятным причинам непрочное. И хотя ему дорога возможность «в меру своего разумения влиять на ход событий», он думает о том, как уйти на фронт, пока тучи над ним не сгустились окончательно.
Эти образы относятся к персонажам второго плана, но наряду с главными героями в них, а также в члене Военного совета армии Захарове, начальнике штаба Бойко, командующем фронтом Батюке раскрывается идея всего романа К. Симонова. Романа о войне и о людях на войне.
Несомненная заслуга Константина Симонова в том, что в своей трилогии он отразил не только судьбы людей военного времени, но и впервые затронул ряд острых вопросов: почему начало войны было таким провальным? кто такой Сталин? как его культ преломлялся в судьбах людей? В своем романе автор сам отвечает на эти вопросы, что позволяет нам узнать еще одну точку зрения на события военного времени.