Биография Волошина

Волошин Максимилиан Александрович
Годом своего духовного рождения М. А. Волошин считал 1900-й — «стык двух столетий», «когда явственно стали прорастать побеги новой культурной эпохи, когда в разных концах России несколько русских мальчиков, ставших потом поэтами и носителями ее духа, явственно и конкретно переживали сдвиги времен». «То же, что Блок в шахматовских болотах, а Белый у стен Новодевичьего монастыря», Волошин «переживал в те же дни в степях и пустынях Туркестана, где водил караваны верблюдов». Вдохновленные

Вл. Соловьевым эсхатологические чаяния нового века явились исходным толчком странствий духовно гостеприимного поэта, художника, литературно-художественного критика по различным историческим эпохам и культурам. Эллинская древность и Рим, европейское средневековье и Возрождение, культура Востока и новейшие достижения искусства Запада — все манит и влечет Волошина, его творческий гений хочет «все видеть, все понять, все знать, все пережить». «Поэт, соблазненный всеми облачениями и всеми масками жизни: порхающими святыми барокко и штейнеровскими идолослужениями, загадками Маллярмэ и каббалистическими формулами
замков, неотмыкающими ключами Апокалипсиса и дендизмом Барбэ д’0рвильи», — таким представал он Илье Эренбургу. М. А. Кириенко-Волошин родился в Киеве в семье юриста. Его детские и отчасти гимназические годы прошли в Москве, там же он поступил на юридический факультет (занятия были прерваны из-за участия в студенческих волнениях, добровольной «ссылки» в Среднюю Азию, а затем отъезда в Париж). В 1893 г. мать поэта, Елена Оттобальдовна, приобрела земельный участок в Коктебеле. Пустынный суровый берег Восточного Крыма, хранящий множество культурных напластований (тавры, скифы, печенеги, греки, готы, гунны, хазары), легендарная Киммерия древних — все это оформилось в своеобразную неповторимую киммерийскую тему в поэзии и живописи Волошина. Построенный в 1903 г. в Коктебеле дом постепенно превратился в один из уникальных культурных центров — колонию для людей искусства. В разное время здесь жили: А. Н. Толстой, М. И. Цветаева, В. Я. Брюсов, И. Г. Эренбург, Андрей Белый, А. Н. Бенуа, Р. Р. Фальк, А. В. Лентулов, А. П. Остроумова-Лебедева и многие, многие другие. В 1903 г. Волошин быстро и легко знакомится с кругом московских символистов (В. Я. Брюсов, Андрей Белый, Ю. К. Балтрушайтис) и петербургских художников «Мира искусства», в 1906 — 1907 гг. он близок к петербургскому литературному салону — «башне» Вяч. Иванова, в 1910-е годы примыкает к редакции журнала «Аполлон». Миролюбивый и открытый для общения, он, однако, остро ощущал свою обособленность в любой литературно-художественной среде. Редактор «Аполлона» С. К. Маковский вспоминал, что поэт всегда «оставался чужаком по своему складу мышления, по своему самосознанию и по универсализму художнических и умозрительных пристрастий». В культурной ориентации Волошина важное место занимает Франция. Весной 1901 г. он отправился в Европу учиться «художественной форме — у Франции, чувству красок — у Парижа, логике — у готических соборов, средневековой латыни — у Гастона Париса, строю мысли — у Бергсона, скептицизму — у Анатоля Франса, прозе — у Флобера, стиху — у Готье и у Эредиа». В Париже он входит в литературные и художественные круги, знакомится с европейскими представителями нового искусства (Р. Гилем, Э. Верхарном, О. Мирбо, О. Роденом, М. Метерлинком, А. Дункан, О. Рэдоном). О новейшем искусстве Франции читатель узнавал из корреспонденции Волошина в «Руси», «Окне», «Весах», «Золотом руне», «Перевале». Его переводы познакомили русскую публику с творчеством X. М. Эредиа, П. Клоделя, Вилье де Лиль Адана, Анри де Ренье. Первая публикация восьми его стихотворений, подвергшихся редакторской правке П. П. Перцова, появилась в августовском номере «Нового пути» за 1903 г. 3. Н. Гиппиус, для которой критерием истинной поэзии были стихи-молитвы, увидела в Волошине «поэта-коммивояжера», «отличающегося необыкновенной легкостью». В 1906 г. поэт предложил издать книгу стихов «Годы странствий» М. Горькому, в последующие годы то сборник «Звезда-полынь», то «Ad Rosam» анонсировался издательством Вяч. Иванова «Оры». Ни один из этих планов не был реализован. Наконец, в 1910 г. издательство «Гриф» выпустило в свет «Стихотворения» — итог десятилетней поэтической деятельности (1900 — 1910). В. Я. Брюсов сравнил их с «собранием редкостей, сделанных любовно просвещенным любителем-знатоком». «Живопись, — заметил Вяч. Иванов, — учила его видеть природу; книги о тайном знании — ее слышать; творения поэтов — петь… Таково было великолепное ученичество ученика мудрецов и художников, не научившего странника в миру» одному — таинству Жизни». М. Кузмин указал на «своеобразную таинственность переживаний» и «большое мастерство, не похожее на приемы других художников». В качестве недостатков сборника назывались замкнутость в тесном кругу своих переживаний, перегруженность стиха, пристрастие к слишком красочным эпитетам. Три последующих сборника: «Anno mundi ardentis. 1915» (1916), «Иверни» (1918) и «Демоныь глухонемые» (1919) — отразили эпоху социальных катаклизмов (первая мировая война. Февральская и Октябрьская революции). Теперь судьбы мира и судьба России выдвигаются поэтом на первый план. Стараясь понять происходящее, он часто обращается к историческим и мифологическим параллелям. Его поэтический голос обретает пророческий накал. Известна мужественная и гуманная позиция Волошина во время гражданской войны: он спасает людей от жестокости расправ, невзирая ни на их убеждения, ни на принадлежность к белым или красным. Белый, посетивший поэта в 1924 г. в Коктебеле, писал: «Я не узнаю Максимилиана Александровича. За пять лет революции он удивительно изменился, много и серьезно пережил… с изумлением вижу, что «Макс Волошин стал..Максимилианом»; и хотя все еще элементы «латинской культуры искусств» разделяют нас с ним, но в точках любви к современной России мы встречаемся, о чем свидетельствуют его изумительные стихи. Вот еще «старик» от эпохи символизма, который оказался моложе многих «молодых»».



spacer
Биография Волошина