Джек Лондон (London) (настоящее имя — Джон Гриффит, Griffith) (12.1.1876, Сан-Франциско, — 22.11.1916, Глен-Эллен, близ Сан-Франциско), американский писатель. Лондон — фамилия его отчима, разорившегося фермера. В юности переменил множество случайных профессий. В 1893 году простым матросом отправился в первое морское путешествие (к берегам Японии). В 1894 году примкнул к походу безработных на Вашингтон; месяц просидел в тюрьме за бродяжничество. В 1895 году вступил в Социалистическую рабочую партию США; в 1901-1916 годах член Социалистической партии США. Самостоятельно подготовился и успешно сдал экзамены в Калифорнийский университет, но, не имея достаточных средств, ушел после 3-го семестра. Зиму 1897-1898 годов Лондон, захваченный «золотой лихорадкой», провел на Аляске. В 1899 году начал публиковать северные рассказы, вошедшие в сборники «Сын волка» (1900), «Бог его отцов» (1901), «Дети мороза» (1902) и другие, к которым тематически примыкают роман «Дочь снегов» (1902) и талантливые повести о животных «Зов предков» (1903) и «Белый клык» (1906). В северных рассказах Лондон противопоставляет буржуазной цивилизации мир нетронутой природы. Однако вера в благодетельную, очищающую природу сочетается у Лондона с преклонением перед техническими и культурными достижениями цивилизации и возвеличением англо-саксов, несущих эту цивилизацию «отсталым» народам. Отдавая дань увлечению Г. Спенсером и Ф. Ницше, Лондон в известной степени поэтизирует «право сильного»; в его ранних рассказах зачастую выдвигается превосходство белых пришельцев над «краснокожими». Лишь постепенно писателю открывается трагедия разоряемой Аляски и коренного населения Америки — индейцев. В отличие от откровенных хищников, положительный герой северных рассказов Лондона — волевой, мужественный человек, готовый прийти на помощь товарищу, способный на большую и настоящую любовь. Благородство человеческой натуры, яркий мир экзотики и приключений выделяют и произведения Лондона на «морскую» тему, где, впрочем, сохранились неизжитые противоречия в мировоззрении писателя. Роман «Морской волк» (1904, русский перевод 1911) — сложное, противоречивое произведение, содержащее осуждение индивидуализма и ницшеанской философии «сверхчеловека». Большой разоблачительной силы достигает критика экспансионистской политики американского империализма в сборнике «Рассказы южных морей» (1911).
После знакомства Лондона с романом М. Горького «Фома Гордеев» (его отзыв о романе напечатан в 1901) в творчестве Лондона все настойчивее звучит голос в защиту угнетенных. «Люди бездны» (1903, русский перевод под названием «На дне», 1906) — книга о страшной судьбе бедняков Ист-Энда в Лондоне, который писатель незадолго до этого посетил. Лондон также мастер репортажа, документального очерка; несколько раз был корреспондентом на театрах военных действий. Восторженно встретив русскую революцию 1905-1907 годов, Лондон ездил с лекциями по стране, выступая перед рабочей и студенческой аудиторией; в печати появился цикл публицистических статей Лондона о классовой борьбе в США (позднее объединены в сборники «Война классов», 1905, и «Революция», 1910). В романе «Железная пята» (1908, русский перевод 1912) писатель дал острую критику финансовых и промышленных королей. Пафос этого публицистического романа-утопии — борьба за социальное переустройство мира, во имя чего отдают свои жизни профессор революционер Эрнст Эверхард и его соратники.
В обстановке спада революционных настроений и наступления реакции в США появляется роман Лондона «Мартин Иден» (1909, русский перевод 1912), в котором особенно заметно влияние М. Горького. Лондон отстаивает право писателя на отображение «грубой» правды жизни, на активное вмешательство в действительность. Впервые в американской литературе Лондон поднял тему «умерщвления» таланта. Мартин Иден одинок, его трагедия — в неумении найти свое место в борьбе народа за освобождение. В 1919 году В. В. Маяковский инсценировал этот роман («Не для денег родившийся») и сыграл в фильме главную роль. После 1910 года Лондон отходит от политической деятельности. Незадолго до смерти он вышел из Социалистической партии США, утратив веру в ее «боевой дух», как сказано в его заявлении. За некоторыми исключениями (пьеса «Кража», 1910, новелла «Мексиканец», 1911), произведения Лондона 1911-1916 годов по художественным достоинствам намного слабее предыдущих, порой откровенно потакают обывательским вкусам. Произведения этих лет — «Время не ждет» (1910), «Лунная долина» (1913), «Маленькая хозяйка большого дома» (1916, русский перевод 1924), «Сердца трех» (1920) отражают попытку писателя представить «возвращение к природе» как разрешение всех социальных проблем. Последние годы жизни Лондон страдал тяжелой болезнью.
Писатель-борец, новатор темы и формы, Лондон много сделал для утверждения реалистических традиций в современной американской литературе. Один из зачинателей пролетарской литературы на Западе, Лондон завоевал всемирное признание, его книги переведены на многие языки.