Лев Абрамович Кассиль (1905-1970) — прозаик. Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне город Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.
Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу.
Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки, в том числе издавался и рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.
По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз.
В 1923 году поступает на математическое отделение физико-математического факультета Московского университета, специализируясь на аэродинамическом цикле. К третьему курсу начал всерьез думать о литературном труде. Через год написал свой первый рассказ, который был напечатан в 1925 году в газете «Новости радио». Все свободное время отдавал чтению русской классики.
В 1927 году был привлечен Маяковским к работе в журнале «Новый ЛЕФ» (здесь были напечатаны отрывки из первой книги «Кондуит»), в конце 1920-1930-х годов сотрудничал с журналом «Пионер», выступал в газете «Известия» с очерками («Ледовый комиссар» — о «челюскинской» эпопее О. Ю. Шмидта, «Поднят потолок мира» — о полете стратостата «СССР», «Искусство удивляться» — об успехах советской авиации, и т. п.). Тогда же выходят в свет первые книги Кассиля для детей: научно-популярные очерки «Вкусная фабрика» (1930), «Планетарий» (1931), «Лодка-вездеход» (1933) и принесшие ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века автобиографические повести «Кондуит» (1930) и «Швамбрания» (1933; в 1935 году объединены в одну книгу). Изображая здесь события Первой мировой войны и Февральской и Октябрьской революций 1917 года через призму восприятия детей из семьи среднего интеллигентного (и в духе времени не чуждого симпатиям к антимонархическому радикализму) круга, Кассиль с неиссякаемым остроумием показывает жизнь двух маленьких еврейских мальчиков-братьев в семье и вне дома, ломку старой гимназии и первые годы становления советской «единой трудовой» школы.
Цементирующим же началом этого повествования, ведущегося от первого лица, является не столько сюжетная канва, сколько процесс прорыва детского сознания из будней повседневности, скучно-«правильного» царства взрослых в романтический мир выдуманного «Великого Государства Швамбранского», в описании которого сказалась и свойственная возрасту страсть к путешествиям и приключениям, и жажда справедливости, и определенный социальный опыт, в т. ч. негативный.
Глубокое знание интересов, увлечений, вкусов, нравов, языка и манер, всей системы ценностей современной ему молодежи, тяготения к реальному бытописанию, а в нем — к изображению людей «экстремальных» профессий (спортсменов, летчиков, художников, актеров и т. п.), определили тематику (и стиль) произведений Кассиля, написанных для детей и юношества: романы «Вратарь Республики» (1938), отразивший, в числе прочего, не охладевающую у писателя на протяжении всей жизни страсть футбольного болельщика; «Ход белой королевы» (1956), посвященный шахматному спорту; «Чаша гладиатора» (1960) — о жизни циркового борца и судьбах русских людей, оказавшихся после 1917 года в эмиграции; повести «Черемыш, брат героя» (1938), «Великое противостояние» (ч. 1-2, 1941-1947), передающей процесс духовного взросления «незаметной» девочки Симы Крупицыной, благодаря мудрому человеку и выдающемуся режиссеру неожиданно открывшей в себе талант не только и не столько актрисы, сколько незаурядной и сильной личности; «Дорогие мои мальчишки» (1944) — о детях, в годы войны заменивших в тылу отцов; «Улица младшего сына» (1949, совместно с М. Поляновским; Государственная премия, 1951), рассказавшая о жизни и смерти юного партизана Володи Дубинина; «Ранний восход» (1952) — также документальное повествование, посвященное светлой и короткой жизни начинающего художника Коли Дмитриева, трагически погибшего от рук религиозного фанатика в возрасте 15 лет; «Будьте готовы, Ваше высочество!» (1964), посвященная жизни в интернациональном и равноправном для всех советском пионерском лагере; «Так было» (1970, совместно с М. Поляновским).
Кассиль оставил также рассказы, многие из которых посвящены будням Великой Отечественной войны, хорошо знакомым Кассилю по собственному опыту военного корреспондента, и детям на фронте и в тылу (в т. ч. «Рассказ об отсутствующем», «Линия связи», «Зеленая веточка», «Все вернется», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой», «Держись, капитан!»), публицистические книги, построенные как дружеский разговор с ребенком о насущном и важном («Твои защитники», 1942, — об армии и борьбе с фашизмом; «Про жизнь совсем хорошую», 1959, — о строительстве прекрасного коммунистического «завтра» в советской стране), книги о творчестве («Дело вкуса», 1958), о близких ему писателях («Маяковский — сам», 1940; «Сергей Михалков», 1954) и о др. выдающихся современниках ( К. Э. Циолковском, В. П. Чкалове, О. Ю. Шмидте — в книгах «Люди нового века», «Человек, шагнувший к звездам», обе 1958), литературно-критические очерки о А. Гайдаре, М. Ильине, А. Алтаеве и др., автобиографические заметки («Вслух про себя»). Совместно с С. В. Михалковым издал не лишенную послевоенной политической эйфории книгу путевых очерков «Европа — слева! По маякам пятнадцати стран» (1947).
В 1965 году Кассиль был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького.
Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.