Авдеев Михаил Васильевич (1821-1876)
Родился в Оренбурге, в семье богатого уральского казака, видного деятеля яицкого войска. В детстве обучался под руководством жившего тогда в ссылке в Оренбурге Фомы Зана, известного польского деятеля, друга Мицкевича и члена виленского общества »Филаретов».
Окончив гимназию в Уфе, Авдеев поступил в корпус путей сообщения; в 1842 году был выпущен оттуда поручиком и служил в Нижнем Новгороде. В 1852 году вышел в отставку в чине капитана. В крымскую кампанию был выбран начальником дружины оренбургского ополчения. В шестидесятых годах был членом присутствия по крестьянским делам и почетным попечителем гимназии. Летом жил в красивой гористой части Стерлитамакского уезда, в деревне, доставшейся ему от отца, а зиму проводил в столицах. В 1862 году его мирная жизнь была нарушена высылкой в Пензу (в связи с политическим процессом М. Л. Михайлова). Через год ему разрешили выехать за границу, где он бывал и раньше и где теперь сблизился с И. С. Тургеневым. Позже Авдеев вернулся в Россию. Литературная деятельность его началась еще в сороковых годах. Умный, начитанный и восприимчивый, Авдеев чутко прислушивался к движениям общественной жизни и умело эксплуатировал в своих произведениях значительный запас своих наблюдений — провинциальных, столичных и заграничных. Его вкусы, взгляды и литературная манера сложились в сороковых годах под влиянием произведений Тургенева, который был для Авдеева учителем и образцом, и которому посвящен его »Подводный камень». Первый и шумный успех создала писателю его трилогия (»Варенька», »Записки Тамарина» и »Иванов»), печатавшаяся в »Современнике» в 1849, 1851 и 1852 годах и потом вышедшая отдельно в 1852 году под названием »Тамарин». Долгая жизнь в провинции дала Авдееву возможность близко наблюдать часто встречавшийся тогда тип измельчавших, провинциальных Печориных. Черты этого типа были метко схвачены в трилогии; слово »Тамарин» сделалось крылатым и в тогдашних журналах и газетах постоянно употреблялось в нарицательном смысле, как Онегин или Обломов. За трилогией быстро последовали другие произведения: пятидесятые годы были временем высшего напряжения творчества Авдеева. Сотрудничая в »Современнике», »Отечественных Записках», »Библиотеке для чтения», »Санкт-Петербургских Ведомостях» и других органах, он выступал и в качестве беллетриста (»Ясные дни», »Огненный змей», »Порядочный человек», »Приличная партия»), и как автор путевых писем (»Поездка на кумыс», »Письма из Петербурга», »Из деревни», »Дорожные заметки», »Из-за границы»), и как фельетонист (фельетоны в »Современнике» 1852-1853 годы, под псевдонимом »Пустой человек»), и как корреспондент из Оренбургского края (в »Дне» Аксакова, 1861-1862). Первое десятилетие литературной деятельности Авдеева завершилось лучшим его произведением — романом »Подводный камень» (в »Современнике» 1860 года, потом отдельно). Сюжет теперь забытого романа сводится к тому, что молодая девушка, дочь помещицы, Наташа Любанина, встречается с немолодым помещиком-соседом Соковлиным, человеком умным, добрым, образованным, словом — незаурядным, подпадает под его нравственное и просветительное влияние и, наконец, влюбляется в него. Побежденный ее любовью, он женится на Наташе, и в течение нескольких лет они живут счастливо, пока на сцену не появляется друг детства Наташи, прежде студент, потом литератор и общественный деятель из »новых», Комлев. Его характерная личность, новые взгляды, разгоревшаяся в нем прежняя привязанность к Наташе завлекают ее, и Наташа уезжает с Комлевым, покидая ребенка, с ведома и согласия мужа, который не считает себя вправе противиться новому чувству жены, хотя сильно страдает. Изжив непрочное увлечение, Наташа расстается с Комлевым и возвращается домой, встречая прежнюю любовь и уважение мужа. Сюжет прост и не нов; критика указывала Авдееву, что он близок к сюжету »Жака» Ж. Санд, »Полиньки Сакс» Дружинина и других романов. »Подводный камень» имел, однако, огромный успех; во-первых, он появился, как нельзя кстати, в эпоху переоценки разных ценностей, в том числе женского и брачного вопроса; во-вторых, заурядный сюжет трактован с незаурядным мастерством и убедительностью. Изящный, простой и ясный, тургеневской складки, язык; стройный план, без излишних подробностей и пристроек; несколько отчетливо очерченных типов; красивые, сжатые и точные описания помещичьего быта и деревенской природы; наконец, тонкий и глубоко правдивый анализ сложных переживаний двух главных героев, — все это ставило »Подводный камень» в первый ряд тогдашней художественной литературы. Благодаря этим достоинствам, роман и теперь читается с интересом; в нем легко уловить любопытные черты »лишних людей» (в лице Соковлина) и »реалистов» базаровско-писаревского типа (Комлев). Симпатии автора — на стороне первых, а »новых людей» он не прочь упрекнуть в эгоизме, сухости и прочем. Литературные идеологи »новых людей» это чувствовали и, когда Авдеев выступил в 1868 году с новым романом, »Между двух огней», встретили его неблагосклонно. Роман не имел большого успеха, как и позднейшие произведения Авдеева (»Магдалина», »Сухая любовь», »Пестренькая жизнь»). Последним беллетристическим произведением писателя был роман »В сороковых годах», напечатанный в »Вестнике Европы» в 1876 году, по смерти автора, и изображающий кружок Белинского и Герцена. Стихов Авдеев не печатал совсем, а из его драм известна была публике только одна (другая осталась в рукописи): »Мещанская семья», шедшая на Александринской сцене в сезон 1868-1869 и имевшая очень скромный успех. Особо следует упомянуть одну работу Авдеева, печатавшуюся сначала в »Неделе» и потом вышедшую в 1874 году отдельно — »Наше общество в героях и героинях литературы за пятьдесят лет». В этой книжке даются легкие, меткие, остроумные, хотя и поверхностные, характеристики: Чацкого, Онегина, Печорина, »лишних людей», Рудина, Инсарова, Базарова; »героинь»: Софьи Фамусовой, Татьяны, Бэлы, княжны Мери и Веры, Маши из »Затишья», Лизы из »Дворянского гнезда», Натальи (»Рудин»), Елены (»Накануне») и »новых женщин». Книжка имела успех, много читалась и теперь еще не бесполезна и рекомендуется учащимся как интересное пособие.
Авдеев пользовался большим и постоянным, хотя и не всегда благосклонным вниманием критики. О нем писали: Аполлон Григорьев, Дружинин, Шелгунов, П. Ткачев, М. Цебрикова, Скабичевский, С. А. Венгеров, П. Боборыкин.