Авторскими песнями, как правило, называют песни, создаваемые непрофессионалами. Эти произведения отличаются широтой охвата личных и общественных явлений, искренностью чувств, социальной правдивостью и активностью, высотой нравственных критериев. Чаще всего автором стихов и музыки, аккомпаниатором и исполнителем является один человек, который органически, для себя, творит песни.
Начиная со второй половины 50-х годов ХХ века, большим успехом пользовались песни М. Анчарова, Ю. Визбора, А. Галича, А. Городницкого, Ю. Кима, Н. Матвеевой, Б. Окуджавы и многих других. Расцвет авторской песни пришелся на 1960-1970-е годы. Наравне с именами уже известных авторов зазвучали песни В. Высоцкого, А. Дольского, Е. Клячкина, Ю. Кукина, А. Якушевой, А. Суханова, В. Долиной, Ю. Лореса…
Человеческая позиция создателей песни — это огромный интерес ко всему в окружающем мире. Кажется, нет человеческого чувства или переживания, которое не нашло бы отражения в авторской песне.
В последние годы появились имена многих талантливых авторов, чьи песни, возможно, тоже станут классикой.
Принято считать, что движение авторской песни — это наше отечественное явление, которое возникло в 1950-е годы, когда на фоне тотального вранья и лицемерия, возведенного в государственную политику, появилась необходимость в глотке свежего воздуха, свободы, правды. Но авторская песня — явление общемировое и возникло оно достаточно давно.
До сих пор авторская песня остается предметом непрекращающихся споров. Ее противники заявляют о самоценности поэтического слова и ненужности музыкальных «подпорок» к нему. Защитники в ответ предлагают добиться такой гармонии слова и мелодии, как у бардов. Противники авторской песни углубляются в поэтику и обличают упрощенный синтаксис и ослабленную метафоричность авторской песни. Защитники углубляются в историю и напоминают об изначальном слиянии лирики с музыкой.
В 1960-ые годы основной упор в авторской песне делался, конечно же, не на музыку, а на слова. Раскрепощение, которое испытывало в годы оттепели все искусство, коснулось, в первую очередь, художественного слова. В тематике авторской песни в 1960-е годы явно обозначились три акцента: лирически-интимный, походно-романтический и социально-критический.
Одним из классиков авторской песни является А. Галич. Он так писал о своих «коллегах»:
Но оставь, художник, вымысел,
Нас в герои не крои,
Нам не знамя жребий вывесил,
Носовой платок в крови…
Освобождаясь под пером А. Галича и других бардов, песенное слово давало голос тем персонажам русской жизни, которые до сих пор были его лишены. В эти годы впервые средствами музыкальной лирики был передан весь абсурд советской жизни.
Песенное слово у Галича раскрепощается не только социально, но и историко-культурно, врастая в русскую поэзию ХХ века, продолжая ее традиции, создавая преемственность. Это относится, в первую очередь, к циклу песен, посвященных русским художникам: «Снова август» — А. Ахматовой, «На сопках Маньчжурии» — М. Зощенко, «Легенда о табаке» — Д. Хармсу, «Возвращение на Итаку» — О. Мандельштаму, «Памяти Б. Л. Пастернака».
Исполнению этих песен на концертах Галич обязательно предпосылал довольно объемное предисловие — эпиграф о личности и судьбе поэта, а сам текст его произведений изобилует цитатами:
Ах, осыпались лапы елочьи,
Отзвенели его метели…
До чего ж мы гордимся, сволочи,
Что он умер в своей постели!
«Мело, мело по всей земле, во все пределы,
Свеча горела на столе, свеча горела…»
Нет, никакая не свеча,
Горела Люстра!
Очки на морде палача
Сверкали шустро!..
Галич выражал общую тенденцию авторской песни 1960-х годов. В бардовской песне принципиально иное значение, чем в эстрадной, имеет авторская интонация, манера ис-полнения, вообще, все проявления индивидуального начала. Именно 60-е годы стали этапом утверждения авторской песни в искусстве ХХ столетия, а А. Галич — одним из самых самобытных и ярких представителей бардовской песни.