Идейно-художественное значение повести о капитане Копейкине в поэме «Мертвые души»

«Повесть о капитане Копейкине» появляется в 10 главе поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Этот рассказ ведется от лица почтмейстера. Он рассказывает про Копейкина другим чиновникам в тот момент, когда они пытаются понять, кто же такой Чичиков.
Кажется, что эта история не имеет никакой связи с общим повествованием «Мертвых душ», но это не так. Повесть имеет важную идейно-художественную роль в произведении.
Итак, Копейкин — инвалид, пострадавший в кампании двенадцатого года. Он понимает, что из-за увечий работы ему не найти,

поэтому капитан решается ехать в Петербург, чтобы просить помощи в виде пенсии в высших инстанциях. Инвалид не находит поддержки у властей и «сам ищет средства помочь себе»: он становится разбойником.
Почтмейстер рассказывает про Копейкина не просто так. Он думает, что Чичиков и есть тот самый капитан. Естественно, предположение чиновника неверно, однако я считаю, что некоторые сходства у Копейкина и Чичикова все же есть. Ведь последний, проводя свои аферы с мертвыми душами, является таким же разбойником, как и капитан. Он — обобщение всех тех хитрых и умных мошенников, которые представляют страшную угрозу для
будущего России.
Другую важную роль играет описание Петербурга. Автор презирает и высмеивает богатство города. Петербург Гоголя — далекий от простого народа город, холодный и равнодушный: «Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть, капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобно, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада… мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть прикосновения, — словом, Семирамида…». Гоголь высмеивает также роскошь, присущую высшим чинам: «… какая-нибудь ручка у дверей, так что нужно, знаете, забежать наперед в мелочную лавку, да купить на грош мыла, да прежде часа два тереть им руки, да потом уже решился ухватится за нее…»
Как и на протяжении всей поэмы, в портрете человека Гоголь подчеркивает одну какую-нибудь особенность, характеризующую человека, например: «Один швейцар уже смотрит генералиссимусом: вызолоченная булава, графская физиогномия, как откормленный жирный мопс какой-нибудь; батистовые воротнички, канальство!» Швейцар, как и его хозяин, — человек с «мертвой душой». Этот «мопсоподобный» слуга не просто является отражением своего хозяина, он — представитель всей власти того времени.
Гоголь старается обобщить этот случай с капитаном, показать, что такова Россия в целом. Об этом говорит пейзаж, а также безымянные чиновники. Даже имя и отчество главного героя, Копейкина, из повести узнать нельзя.
Автор вложил в эту историю огромный смысл, но больше всего, я считаю, его заботит проблема будущего России. Эта проблема заключается в том, что история, произошедшая с капитаном Копейкиным,- не частный случай. Этот инвалид является олицетворением всего народа страны. Гоголь хочет передать, что народное терпение не беспредельно, и тысячи таких же Копейкиных перестанут верить власти и пойдут против нее. Автор предупреждает о страшном бунте, который постигнет Россию, если ничего не изменится.



spacer
Идейно-художественное значение повести о капитане Копейкине в поэме «Мертвые души»